пресса о мотор-колесо Шкондина В.В. (3)

ЭКСПЕРТ №15 17-23 Апреля 2006

стр. 68 /НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ/ ТРАНСПОРТ

image003

Благодаря тому, что мотор Шкондина прост в изготовлении, «Ультрамоторам» и удалось наладить индийское производство; за японские и тайваньские электробайки индийские ОЕМ-производители браться не решались как раз по причине сложности производственного процесса. Велосипеды и велотележки с мотором Шкондина будут продаваться по цене от 9500 рупий (около 200 долларов), что сопоставимо с месячной зарплатой среднего индийского покупателя велосипеда.

«Я прибавил в терпении, — рассказывает Боуман. — Я научился быть очень терпеливым, потому что не все происходит по плану и в нужные сроки. Наладить операционный процесс через несколько границ Британия—Россия—Индия крайне непросто, за день это не сделаешь. Кроме того, приходится управлять непростым процессом диалога культур. Есть индийские инженеры, есть русские изобретатели. Инженер думает о продукте, изобретатель — о творчестве. Моя работа иногда состоит в том, что я стою между индийским инженером и русским изобретателем и смягчаю эмоции. Если я потеряю терпение, все рассыплется. Изна¬чально мы в „Русских технологиях» рассчитывали, что все будет быстро и в 2006 году мы уже продадим компанию. Не вышло. Но результат нас радует, в итоге мы сможем продать очень дорогую компанию».

Сейчас дела «Ультрамоторов» на подъеме. На днях компания вошла в британскую программу господдержки развития чистых технологий и, соответственно, получит дополнительные инвестиции.

Новые рынки для чистого транспорта

О китайском рынке «Ультрамоторы» думают, но выход на него пока откладывают, поскольку индийский рынок насыщен электробайками намного слабее, а имея твердо завоеванный плацдарм в Индии, в других странах конкурировать будет проще. Что же до стран Запада, то именно на них, по мнению Боумана, сломались некоторые конкуренты «Ультрамоторов», включая Segway, — потому что начали оттуда, а не из третьего мира.

Отечественный рынок компания не рассматривает как приоритетный, что, вероятно, не вполне верно. В Москве транспортная ситуация ухудшается очень быстро, да и многие другие мегаполисы России уже начинают задыхаться от пробок — доступность машин благодаря кредитам не делает шире улицы. Многие бы охотно пересели на велосипеды и скутеры, чтоб иметь возможность проскочить в пробке между машинами или выехать на тротуар. Мешает россиянам не столько низкая скорость двухколесного транспорта, сколько климат: чтобы пробиваться через снег, нужна дополнительная тяга, чтобы согревать салон — дополнительная энергия, плюс отдельная проблема — дождь или метель. Основное препятствие, которое компания преодолела или вот-вот преодолеет — возможность ездить в течение дня на одной подзарядке.

Однако электробайк не единственное транспортное средство в перспективных планах «Ультрамоторов». Этим летом компания планирует представить прототип первого субкомпактного четырехколесного автомобиля, который, возможно, будет интересен уже совсем иному потребителю. Не исключено, что модель сможет заинтересовать русских водителей больше, чем думают сами руководители «Ультрамоторов», особенно учитывая цену (несколько тысяч долларов).

Новые рынки для чистого транспортаоткрываются достаточно непредсказуемо: в том же Китае рынок электробайков чуть ли не каждый год удваивается, калифорнийские потребители покупают гибридные автомобили настолько энергично, что за самыми популярными моделями пишутся в очередь на несколько месяцев. Не исключено, что и вся Индия черездесять лет будет ездить на моторчиках,разработанных в Пущине. Какова роль «Ультрамоторов» в грядущей эволюции альтернативной транспортной энергетики, сказать сложно. Но уже сейчас, после первых пройденных сантиметров, можно утверждать, что венчурные методики в России заработали. Наш технологический талант в сочетании с нашим предпринимательским духом и международным менеджментом вполне готов к победам на новых рынках.

image004

 

ЭКСПЕРТ №15 17-23 Апреля 2006
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
Экономика и Власть.
RED HERRING 29.08.05

Комментарии закрыты